Часть I

Кремль и немецкая слобода

Глава II

Главная страница Глава III Глава IV

Пожары 1701 и 1737 годовъ, перестройки 1752 года оставили только остатки странного итальянского Ренесанса, введеннаго туда въ конце XV столетия дочерью одного изъ Палеологовъ, воспитанною въ риме; отпечатки гения Фиоравенти, Солари, Алевиза борются съ византийскими традициями; несколько церквей, несколько шпицевъ дворца и наружной ограды, которые делаютъ его похожимъ скорее на укрепленный лагерь, чем на княжеское жилище, съ широко открытыми площадями невысокихъ укреплений и ихъ кирпичныхъ башенъ, вздымающихъ местами свои тонкие силуэты, а также и часовые на посту. Вне этого на Красной площади, церковь Василгя Блаженного одна только сильно вызываетъ прсдставление о минувшемъ прошломъ.

Это было, безъ сомнения, такое же смешение архитектуръ, своенравно ставившее рядомъ германскую готику съ Индией, Византию съ Италией, та же путаница строений, насаженныхъ одно на другое на подобие китайской головоломки, наконецъ, та же самая смесь орнаментовъ, формъ, цветовъ, странная, безумная, можно подумать явившаяся плодомъ лихорадочнаго бреда, не переносящаго нехаотическаго идеала. Тесные комнаты, низкие своды, темные коридоры, мерцавшие лампы въ темнотe, темное сверкание охры и киновари на стенахъ; железные решетки во всехъ окнахъ, вооруженные люди у всехъ дверей; всюду копощашиеся, биткомъ набитые солдаты и монахи. Дворецъ прилегаетъ къ церкви и монастырю, и съ трудомъ отличимъ отъ нихъ. Царь на своемъ троне похожъ на соседние мощи святого въ раке. Съ одного конца до другого этого странного нагромождения светскихъ и духовныхъ построекъ, домовъ, соборовъ и монастырей, умень-шенныхъ, придавленныхъ толщиною стен, съ грубой штукатуркой Востока, съ тяжелымъ воздухомъ внутри их, переливался шумъ, отвечавший всему этому и сливавшийся въ одну неопределенную гармонию: песнопе-ния священниковъ, находившихся въ церквахъ, песни женщинъ, заключенныхъ въ теремахъ; иногда лишь крикъ выдается сильнеe: это или эхо тайной оргии въ какомъ-нибудь углу дворца, или крикъ более пронзительный: вопли какого-нибудь заключенного, пытаемаго въ одномъ изъ казематовъ; но обычно здесь царитъ молчание, говорятъ тихимъ шопотомъ, ходятъ на цыпочкахъ, ощупью; каждый боится другого; это внутренность склепа, гарема, тюрьмы.

Такимъ образомъ Кремль является не только жилищемъ царя,—вся Россия здесь концентрируется и собирается; Россия странная, состарившаяся уже около десяти векобъ, и въ то же время

молодая; съ нею, за нею длинное историческое прошлое, и передъ нею начало новой истории; Россия, отделившаяся отъ народовъ Европы, презираемая ими и однако имеющая въ своихъжилахъ самую чистую европейскую кровь, въ своихъ летописяхъ европейсие традиции, союзы, родство и даже обшие судьбы, какъ удачи и разочаровашя, такъ победы и поражения. Въ промежутке отъ девятаго до десятаго века, въ то время, когда первые короли Франции Карлъ Великий и Людовикъ Святой съ тру-домъ боролись за охрану своихъ сокровищъ отъ набеговъ норманновъ, другие цари моря стали ногою на берегъ Балтики. Тамъ норманнъ Грольфъ вырвалъ у Карла Простого побережье, названное именемъ его народа, здесь на необъятной равнине, простирающейся отъ Балтиского до Чернаго моря среди редкихъ финскихъ и славянскихъ племенъ, населяющихъ эти пустыни, норманнъ Рюрикъ и его сотоварищи основываютъ импеию. Полтора века спустя на трехъ концахъ Европы, три других вождя, три героя укрепляютъ владычество той же нации, одинаково победоносно и славно: въ Италш домъ Готвилей возвышается подъ предводительствомъ Роберта Гискара; Вильгельмъ высаживается въ Англии и Ярославъ правитъ Poccией.

Эта Россия совсемъ не та, что въ Москве. Москва еше не существуетъ. Столица Ярослава — въ Киеве, совершенно отличающемся и совершенно иначе относящемся къ соседнему востоку. Въ Киеве- приемники Рюрика поддерживаютъ безпрерывные отношения съ Грецией, Италией, Польшей, Германией. Византия поставляетъ имъ монаховъ, ученыхъ и высшее духовенство; Италия и Герман!я—архитекторовъ,художниковъ, купцовъ и основы римского права. Около 1000 года Владимиръ, “Красное Солнышко” былинъ, издалъ законъ для своихъ вельможъ съ требованиемъ посылать ихъ детей въ школы, учрежденныя имъ при церквахъ. Онъ соорудилъ дороги, положилъ въ церквахъ образцы меръ и весов.

Его сынъ Ярославъ (1015 —1054) создалъ монету, устроилъ дворцы, украсилъ площади столицы греческими и латинскими статуями, и издалъ сводъ законовъ. Пять таблицъ, сохранившихся въ Ватикане подъ именемъ Каппониевской коллекции, представляютъ намъ достоверное доказательство и курьезный образецъ русского искусства такимъ, какъ оно процветало въ Киеве въ XII веке. Напримеръ, ученое сочинение некоего Андрея Рико ди Кандиа, нисколько не уступающее лучшимъ произведениямъ первейшихъ итальянцевъ.

И эти первые опыты

культуры не единственные въ Киеве; въ 1170 году въ Смоленске князь Романъ Ростисдавичъ занимается наукою, отдается библютеке, основываетъ школы и семинарии, где изучаютъ классические языки. Изъ конца въ конецъ огромной империи, которая намечается тамъ, между Дономъ и Карпатами, между Волгой и Двиной, процветаетъ деятельная торговля съ западомъ, югомъ, и северомъ Европы. Новгородъ владеетъ Балтикой; въ Киеве пестрыя толпа нормандскихъ, славянскихъ, венгерскихъ, венецианскихъ, генуэзскихъ, немецкихъ, арабскихъ и еврейскихъ купцовъ наполняетъ улицы, ведетъ торговлю всевозможными продуктами. Въ 1028 году тамъ насчитывали двенадцать рынковъ.

И эти князья киевские не были вынуждены искать женъ въ теремахъ своихъ подданныхъ. Ярославъ взялъ себе жену въ Швещи, Ингегарду, дочь царя Олафа; онъ выдалъ свою сестру за польского короля Казимира; одинъ изъ его сыновей Всеволодъ женился на дочери императора Византийского Константина Мономаха; другой Вячеславъ—на графине Штадъ,третий Игорь— на графине Орлашюндской, Кунегунд. Его старшая дочь, Елизавета, вышла замужъ за Гарольда, короля норвежскаго; третья, Анастасия—за Андрея I, короля венгерского. Въ 1048 году три епископа, Готье де Мо, Госселинъ де Шалиньякъ и Рожеръ де Шалокъ, явились въ Киевъ просить руки его второй дочери, Анны, для Генриха I, короля французскаго.

Все это прекращается, все исчезаетъ безъ следа съ половины XIII века. И действительно все это еще не достигло истинной империи, здания, устроенного на прочныхъ основанияхъ, обезпеченного отъ въроломныхъ покушений. Князья киевсвкие, новгородские, смоленские, эти Рюриковичи, они сочли за благо, присоединить къ своимъ воинственнымъ инстинктамъ замечательния свойства, которые они носили въ самихъ себе, какъ признаки своего происхождения—именно черты вероломства и безчинства, которые на подобие культурныхъ государствъ могло бы устранить и разсеять только время, долгий смягчитель нравовъ въ просвещенныхъ государствахъ. Но время имъ изменило.

Ударъ произошелъ въ 1224 году, съ появлениемъ монгольскихъ ордъ Батыя. Въ это время после попытки объединения въ начале XII века подъ властью Владимира Мономаха ихъ было около шестидесяти между Волгою и Бугомъ, спорившихъ за остатки власти, за крохи могущества. Батый и Мангу, внукъ Чингизъ - Хана, разсеяли ихъ. Три века усилий и цивилизаторских

стараний исчезли въ столбахъ пыли, поднятой копытами сотенъ тысячъ лошадей. Отъ этой древней России, европеизировавшейся вследствие победы, но совершенно сохранившей национальность, благодаря быстрой ассимиляции Истманскаго элемента, слабаго по своей малочисленности сравнительно съ местною средой, не осталось ничего. Въ следующемъ векеi, между 1319 и 13490 годами, Киевъ и окружающие страны сделались добычею князей литовскихъ, будушихъ королей польскихъ. послы Геди-мина Ягеллонъ объединили подъ своею державой, присоединивъ новое королевство польско-литовское, всб лоскутки отъ эфемерной монархии Мономаха: Poccию Красную, Россию Белую, Россию Черную, Малую Россию,— все России, какъ гласитъ общепринятое потомъ выражение. Но онъ присоединилъ только пустыни. Съ этого момента можно было думать, что история Рюриковичей кончена.

одолжалось около двухъ стол'Ьтш; два в-Ъка, въ течете которыхъ состЬдше князья переяславсюе, pязaнcкie, владшир-ск!е, угличсще, галичсще, ростовские, ярославсме, суздальсше становились одинъ за другимъ, мало-по-малу, сначала вассалами, потомъ попросту первыми подданными, боярами неизменно уси-лявавшагося князя Московскаго; въ течёте этихъ в-Ьковъ и монгольское владычество, раздираемое само по себъ1 и ослабленное внутренними неурядицами, шло на убыль. Наконецъ, около 1480 года времена испыташй прошли, и вдругъ удивленная Европ

увидела, что между нею и Aзиейt есть не-что новое, новое государство, глава котораго отвоевалъ себе- независимость. Онъ отбросилъ Золотую Орду за пределы, свежеобозначенные, на огромную территорию, подчиненную его законамъ; онъ покорилъ Новгородъ и Тверь; онъ женился въ Риме на греческой княжне, происходящей изъ Константинополя; онъ принялъ за гербъ двуглавый орелъ; его имя было Иванъ, а за все эти дела онъ былъ названъ “Иванъ Великий”.

Но эта новая империя была совсемъ не то, .что Киев, а по происхождению своего династическаго главы, казалось даже, что она не имеет ничего общего съ темъ, кто создалъ могущество и славу Ярослава и Владимира. Этотъ Великий князь Московский почел за благо титуловаться въ свою очередь Самодерждемъ Всея Руси, хотя области, именемъ которыхъ онъ себя такъ величалъ и которыя называлъ своими, ему не принадлежали. Они были въ то время польскими. То, что ему принадлежало, находилось на три четверти за пределами древняго нормандскаго завоеватя и въ его столице, какъ и въ его государствъ-, все, или почти все, было также новаго происхождешя и очень различно по характеру. Европы тамъ не было, такъ сказать, ни на волосъ. Завоевательно-монгольская волна, отхлынувши, оставила въ этой арийск-славянской земле, какъ густую пену, то, что она заключала въ себе стойкого: образъ управления, нравы и обычаи; наоборотъ, никакого признака культуры.

Сообразно традициямъ греко-русской Церкви, сохраняемымъ греческими священниками и монахами, государство и общество, которыя тесно срослись, чтобы основаться подъ вековой опекой преемниковъ Батыя, были по преимуществу азиатские и, конечно, варварские. Отделенная столь долго отъ Европы, государство и общество оставались посторонними великой школы, где вырабатывалось умственное и нравственное объединение Запада: феодальному режиму, крестовымъ походамъ, рыцарству, изучению римского права,—великой борьбе- между властью умственной и властью современной, откуда взялъ свое начало духъ свободы. Отвергнувъ союзъ съ Римомъ, проведенный на Флорентгйскомъ соборe и принятый Киевской метрополией, Москва, лишь недавно такъ назвавшаяся (1325 или 1381), сама по себе и по собственному почину порвала съ Западнымъ Миромъ. Осужденная папою, эта отдаленная и темная схизма Востока попала въ ссылку христианства.

Семена культуры однако появлялись и понемногу выступали, проникая сквозь слой тьмы азиатского болота. Они приходили оттуда, откуда они могли придти, всегда изъ Европы и сначала черезъ Польшу, при посредстве крупныхъ литовскихъ вельможъ, этихъ полонизированныхъ русскихъ.

Прежде чемъ бежать къ своимъ соседямъ, возмущенный сотрудникъ Ивана Грознаго, Курбский, переписывался съ Чарто-рижскими, остававшимися русскими съ головы до ногъ и православными. Возвращяясь изъ Польши после счастливаго похода, Иванъ самъ вывезъ, какъ военную добычу и символичесюй трофей, первое печатное произведение, какое увидела Москва. Война съ Новгородомъ (1475 поставила съ другой стороны новое московское государство въ соприкосновете съ Ганзой.

Въ 1553 году последовало открытие устья Двины англичанами; тогда основался Архангельска” и началась торговля Северного моря. Но тутъ снова началось нашествие. борьба за существование. По счастью, на этоть разъ вторгшиеся пришли съ другой стороны. Это наводнение было изъ Европы; оно происходило быстрее, и въ поступательномъ движении оставляло за собою нечто иное, чемъ грязную муть. Польская армия имела за собою въ ариергарде, въ своихъ повозкахъ, все атрибуты папскаго Рима: Иезуитовъ и сыновей св. Бернарда, католическую пропаганду и схоластические науки, а за обучеными, красноречивыми, тонкими иезуитами, — лжецарей, тоже польского происхождения, изящныхъ и образованныхъ. Дворъ Димитрия и Марины Мнишекъ взялъ образцомъ дворъ Сигизмунда, который обучался у жены своей Боны Сфорца. Польский оркестръ смешивалъ здесь свои легкомысленные мелодии съ обрядами православной религии

Даже въ день окончательной победы национальнаго дела, польское и западное влияния укрепляются “въ победахъ и одоленияхъ” московскаго элемента надъ польскимъ и западнымъ.

Получивъ владычество надъ Киевом, войска царя Алексея нашли тамъ, безъ сомнения, не больше того, что нашло тамъ нашествие монголовъ, никакого намека на древнее величие; однако лучше, чемъ пустоту и ничтожество Москвы: школы еще польскаго основания, типографии, чтобы заменить ею типографию Ивана, тотчасъ преданную тамъ проклятию и уже разрушенную; духовную греко-латинскую академию, хотя небольшую, легко усваиваемую основу просвещения.





Hosted by uCoz