Проблема совершенствования оперативной подготовки

должностных лиц органов управления

в современных геополитических условиях

Бернакевич С.К.

Осадчий А.И.

За последнее десятилетие в геополитической обстановке произошли существенные изменения. Организация Варшавского договора перестала существовать, что ослабило военно-политические позиции России в Европе. Распад СССР вызвал новую волну локальных войн и конфликтов, в которых Россия прямо или косвенно участвовала и участвует по настоящее время. Находясь на стыке различных мировых цивилизаций, Россия, как супердержава, не может занимать пассивную позицию в решении острых политических проблем. В результате присоединения к НАТО ряда европейских государств ширина буферной зоны между Россией и НАТО в Европе сократилась до 700 км. Наступление НАТО на восток является прямой угрозой безопасности России

Однако, сложное экономическое положение России существенно затрудняет решение актуальных вопросов обеспечения безопасности в современных условиях. Значительное сокращение численности ВС РФ не позволяет в кратчайшие сроки создавать группировки войск на операционных направлениях, способных гарантированно обеспечить безопасность страны. Материальная база ВС РФ не способна сегодня подготовить мобилизационный ресурс требуемого объема и качества. Значительно снижены возможности по развертыванию мобилизационного ресурса в случае от крытой военной агрессии. Резкое сокращение ассигнований на боевую подготовку Вооруженных Сил РФ привели к частичному свертыванию боевой подготовки и уменьшению объема и качества занятий и учений. Таким образом, Россия столкнулась с проблемой поиска путей повышения своей обороноспособности в сложных экономических условиях при резком сокращении численности ВС РФ.

Опыт ведения войн последних десятилетий показал, что эффективность применения войск и систем оружия в современных операциях определяется не только уровнем подготовленности персонала и техники, но, в не меньшей степени, и качеством системы управления войсками и оружием. Главными элементами системы управления являются органы управления. Эффектность функционирования системы управления определяется, прежде всего, уровнем оперативной подготовленности должностных лиц органов управления. Анализ деятельности органов управления при подготовке и проведении современных операций показал, что уровень оперативной подготовленности по многим показателям не соответствует новым требованиям. Умение неограниченности ресурса, оперативно и адекватно реагировать на нештатные ситуации – наличие этих качеств в значительной степени определяет оперативную подготовленность должностных лиц органов управления.

Коренное изменение характера современных войн, трудности в финансировании и материальном обеспечении обучения органов управления сделали невозможным, а во многих случаях, неэффективным применение традиционных форм оперативной подготовки.

Анализ сущности и содержания занятии пучении, проводимых в традиционной форме, показали, что применяемые подходы не могут обеспечить выполнение текущих задач оперативной подготовки в современных условий с учетом новых требований.

Проблема совершенствования оперативной подготовки заставила расширить исследования в области разработки и внедрения новых форм оперативной подготовки. Успехи в области развития средств вычислительной техники, значительное снижение ее удельной стоимости, достижения в области информатизации управления, зарубежный и отечественный опыт внедрения передовых информационных технологий в сферу управления и обучения позволили сделать вывод, что повышение эффективности оперативной подготовки должностных лиц органов управления в современных условиях связано с разработкой и внедрением компьютерных форм оперативной подготовки.

В ряде министерств РФ важнейшей и хорошо зарекомендовавшей себя формой оперативной подготовки является командно-штабное учение (КШУ). Поэтому, совершенствование оперативной подготовки органов управления министерств РФ целесообразно связывать, в первую очередь, с внедрение новой формы проведения КШУ - компьютерные КШУ. Новая форма проведения учений должна обеспечить интенсификацию деятельности должностных лиц при решении ими различных управленческих задач в различных условиях учебной оперативной обстановки. Такой подход позволит эффективно решать задачи не только совершенствования навыков принятия обоснованных решений, но и развития интуиции, способности предвидения развития обстановки, приобретения дополнительного опыта управления.

Переход на новую форму проведения командно-штабных учений возможен при условии разработки и применения специального комплекса средств математического, программного и информационного обеспечения. Исследования в этой области позволили выделить основные принципы разработки и применения такого комплекса средств:

1.Техническую базу учений должна составить надежная, высокопроизводительная сеть ЭВМ, где сегменты сети объединяются цифровыми каналами высокой пропускной способности, защищенными аппаратурой засекречивания гарантированной стойкости

2.Каждому участнику учения должно быть предоставлено индивидуальное автоматизированное рабочее место на основе ПЭВМ.

3.Информационную основу должна оставить единая централизованная информационная база, построенная на единой системе форматов хранения данных, классификации и кодирования информации, способная хранить как буквенно-цифровую информацию, гак и графическую, звуковую и видеоинформацию.

4. Элементы программного обеспечения должны разрабатываться с применением современных средств автоматизированной разработки программ, позволяющих коллективу разработчиков быстро производить функционально завершенные качественные программные продукты.

5. При разработке средств необходимо базироваться на современные информационные технологии распределенных баз данных, мультимедиа, геоинформационные технологии, технологии автоматизированной разработки документов и поддержки принятия решений, технологии обучения.

6 Должны быть разработаны единые правила построения интерфейсной части программного обеспечения для эффективного взаимодействия человека, имеющего только начальные навыки пользования вычислительной техникой, и ПЭВМ на АРМ.

7. Существующие средства поддержки принятия решений, средства решения информационных и расчетных задач должны быть адаптированы к требованиям единых правил разработки.

8.Приразработкематематических моделей использовать современные методы теории искусственных нейронных сетей, нечетких множеств, баз знаний и др.

Вывод: в настоящее время существует необходимость и имеется возможность в кратчайшие сроки поэтапно внедрять компьютерные формы оперативной подготовки, что позволит повысить эффективность функционирования органов управления при принятии ими решений государственного масштаба и, следовательно, повысить безопасность Российской Федерации.




Hosted by uCoz