БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО

МИРОПОРЯДКА

Гулин В.П.

д.ф.н., профессор

1. О геополитической картине мира.

Один из самых драматических периодов своей истории переживает Россия в конце 20 века. Находясь в состоянии глубокого, системного кризиса, она мучительно стремится преодолеть внутреннюю смуту и определить собственный путь развития как великой демократической державы. Решение этих задач неразрывно связано с тем, какое она занимает место в новой системе международных отношений, с обеспечением национальной безопасности.

В итоге холодной войны в мире произошло существенное изменение соотношения сил, установился принципиально новый миропорядок. Оказался разрушенным двухполюсный мир. Социалистический центр силы сошел с исторической арены. Охнула система социализма и ее военная организация. Распался на отдельные государства Советский Союз. В мире остался один центр - Запад во главе с США. Мировой порядок стад однополюсным. Насколько длительным и устойчивым окажется однополосный мир? В отечественной и зарубежной литературе распространенной стала точка зрения, согласно которой однополюсный мир будет переходной ступенью к многополюсному устройству мира. Наше понимание перспектив международных отношений несколько иное. Сегодня и на ближайшее будущее, безусловно, гегемоном в мире остаются США. Их превосходство по основным показателям мощи над любой из стран и, даже, над возможными группировками стран, слишком велико. Вызов США в этом смысле в ближайшее время могла бы сделать объединенная Европа, но с учетом их стратегической общности, подобное маловероятно.

Но современный мир не только однополярный, но и разно уровневый, иерархический. В нем кроме одной сверхдержавы имеется и несколько "великих" держав (стран второго эшелона). Сюда относятся Япония, Китай, Германия, Англия, Франция и с определенными оговорками Россия. Видимо, такой миропорядок сохранится на зримую перспективу. Хотя не исключено, что подобный расклад сил может быть разрушен и мир вновь станет двухполюсным. Наиболее вероятным претендентом на роль второго центра силы будет Китай. Он уже длительное время выдерживает высокий уровень роста, превращаясь в демографического, экономического и военного гиганта. Потенциальными союзниками Китая могут быть страны Юго-Восточной Азии. С учетом того, что США и Китай обладают ядерным оружием, логично ожидать их длительного противостояния. Правда, такой поворот событий является одной из реальных возможностей. Другая - не будет связана с борьбой Китая за позиции гегемона. Взвесив плюсы и минусы (в том числе и цену за приобретение статуса сверхдержавы по опыту СССР), Китай может ограничиться тем, что получит особое место в однополюсном мире под эгидой США.

2. 0 месте России в новом геополитическом порядке.

В этих условиях актуальным является вопрос; каково будет место России в грядущей расстановке сил? Это вопрос выживания и безопасности страны. Большинство российских и заграничных специалистов представляющих миропорядок 21 века как многополюсный, исходят из того, что России предстоит создать собственный региональный цент силы в границах бывшего Советского Союза. Видимо, такая политика России была бы не оптимальной как с позиции перспектив ее развит, так и обеспечения национальной безопасности. При всей, на первый взгляд, привлекательности создания нового центра силы и экономической мощи в составе Россия - страны СНГ, подобная стратегия не принесла 6м успехов. Это было бы объединение слабых государств, имевших разине интересы, объединение за счет России. По мнение специалистов, доля России в мировом валовом продукте при условии, что прекратится в 1999 году экономический спад и начнется рост производства в 5-б% в год, к 2015 году с 1,5% повысилась бы до 2%. А с учетом стран Ближнего зарубежья - до 2,5. Для экономической интеграции странам СНГ не хватает общности экономического уровня и общности интересов. Россия, как и другие ее партнеры по СНГ, нуждается в западных кредитах и технологиях, выступая здесь больше как конкуренты, чем союзники. Даже торговля России с этими странами составляет менее 19% ее внешнеторгового оборота. Отсутствие единства внешнеполитических целей и единого источника внешней опасности лишает надежд на создание политического и военного союза. С такими показателями трудно рассчитывать на региональный центр мощи. К тому же России трудно было бы выдержать конкуренцию с Западом за влияние в странах СНГ.

Столь же не соответствующим долгосрочным интересам России представляется и союз с мусульманскими странами (Иран, Ирак) или Китаем.

Несмотря на кажущуюся убедительность, недостаточными являются аргументы и сторонников вступления России в качестве "ведомого" партнера в Европейский союз или другие региональные центра силы.

Подобные варианты развития России в 21 веке не обусловливаются ни ее прошлым, ни настоящим, ни перспективами ее исторической миссии в будущем. Россия 21 века должна оставаться самостоятельной цивилизацией, обретая статус великой евразийской державы, великой по своим экономическим, социальным и духовным достижениям.

Историческое будущее нашего Отечества предопределяется, прежде всего, объективными факторами:

1) Уникальное геополитическое положение России, которая территориально расположена, занимает большую часть евразийского континента.

Что будет означать Евразийский континент в мировом порядке 21 века? Каковы роль и предназначение России на этом огромном континенте?

Европа и Азия в предстоящем будущем станут двумя основными мировыми районами экономического и духовного развития. Они расположены на огромном едином Евразийском материке, где находится геополитический центр мира. Сановные коммуникации, наземные, морские, воздушные линии связи меаду быстро развивающимися странами Атлантического и Тихоокеанского побережья лежат через пространство Восточной Европы и Западной Азии. Контроль над этим пространством имеют жизненно важное, всемирное значение. Геополитическая привилегия России состоит в том, что она как государство занимает это пространство и представляет собой своего рода Евразийский мост. Грамотное использование этого геополитического статуса может привести к результатам большого исторического значения. Достаточно заметить, что только открытое воздушное пространство страны способно приносить доход, сопоставимый с доходами от продажи природных ресурсов.

2) Геополитическое положение России в 21 веке во многом будет определяться также тем, что на ее территории находятся огромные природные богатства, столь необходимые для развития и Европы, и Азии. По мнению некоторых экспертов, на территории Сибири и Дальнего Востока содержится 50-60% всех доступных природных ресурсов планеты. Поэтому во внешнеполитическом экономическом развитии страны на ближайшие десятилетия освоения Сибири и всего Северо-Востока станет самым важным государственным проектом.

3) Ракетно-ядерная мощь. Россия обладает ракетно-ядерным потенциалом, сопоставимым с ядерной мощью США. Этот фактор сдерживания агрессора не только обеспечивает военную безопасность государства, но и во многом определяет роль страны в решении международных проблем, укрепляет российскую позицию в вопросе о путях выхода из кризисных ситуаций в том или ином регионе.

4) Талантливый народ, обладающий высоким духовным потенциалом. Исключительным богатством России, ее достоянием является терпеливый, неприхотливый, трудолюбивый народ, свободный от властных амбиций. Вся история государства Российского, в том числе и в 20 веке, показывает, что вдохновленный общенациональной идеей, этот народ способен на великие социальные свершения.

Таким образом, Россия обладает объективными условиями занять достойное место в мировой цивилизации. Но в общественной жизни возможность превращается в действительность через деятельность людей, активность человеческого фактора.

3. Россия и Европа.

В условиях новой геополитической картины мира интересам России соответствует политика добрососедских отношений по всем азимутам. Проводя взведенную дальновидную политику, Россия в состоянии обеспечить себе такое место путем интеграции в международные механизмы принятия решений. Прежде всего, в механизмы доминирующей системы международных отношений, в западную систему регулирования межгосударственных отношений. Не отказываясь от самостоятельности, руководствуясь национальными интересами, Россия обязана интегрироваться в большую Европу. Несмотря на все евразийство, Россия по ее глубинным корням европейская страна. Являясь частью европейской культуры, именно из Европы она взяла религиозную идеологию и идеологию марксизма. Еще философ Вл. Соловьев заметил, что Россия все действительно великое сумела создать лишь при "тесном внешнем и внутреннем общении с Европой, а, не утверждаясь в своем национальном эгоизме и обособляясь от прочего христианского мира". Идет ли речь о долгосрочной линии, конкретной политике приоритетом для России должно стать стремление получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений. Такая политика открывает новые возможности сближения России со славянскими странами и, прежде всего, с Белоруссией и Украиной, восстановления ее влияния в государствах Восточной Европы.

Большое значение в деле политической интеграции России с Европой имеют растущие между ними экономические связи. Уже сегодня Европейский союз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 32% экспорта и 35% импорта России, Западная Европа импортирует более 40% энергоносителей из России. Западные инвесторы имеют хорошую перспективу участвовать в совместной разработке богатств Сибири и Дальнего Востока.

Развитие всесторонних связей с Европой как стратегическим партнером не означает, что отношения России с Западом будут без конфликтными. Столкновения интересов неизбежны. Но они должны рассматриваться не как часть несовместимого противоборства, а как средство достижения Россией достойного ее места в системе европейских государств. Именно таким способом, а не путем конфронтации и наращивания военной силы наша страна может обрести великое будущее.

4. Россия и НАТО.

Отношения России и НАТО - ключевой вопрос военной безопасности Европы и России. В условиях отсутствия организации Варшавского Договора сохранение НАТО в нынешнем его виде это исторический анахронизм Прирост боевого потенциала альянса и одновременное его продвижение на Восток ущемляет военно-политические и экономические интересы России. Она не может с этим согласиться. Вместе с тем, у нее нет возможности использовать традиционный способ реагирования на силу ответить силой. НАТО имеет 4-5-ти кратное преимущество перед Россией в обычных вооружениях и 2-3 кратное - в стратегических. В этих условиях ее политика должна быть направлена прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решения НАТО.

Добиться такого европейского статуса современной России нелегко. Эту задачу можно было решить успешно в конце 80-х - начале 90-х гг., когда рассматривался вопрос об уходе России из Восточной Европы, о роспуске Вашавского Договора. Тогда Запад зависел от России, и в качестве компенсации он пошел бы на большие уступки, связанные с включением СССР (России) на все уровни принятия решений. Но момент был упущен.

Сегодня, в условиях экономической интеграции Европы и неминуемого продвижения НАТО на Восток добиваться этих целей стало намного труднее. Однако шансы на успех сохраняются. НАТО и Россия объективно заинтересованы в европейской безопасности. Поэтому, решительно осуждая опасную политику НАТО, Россия выступает за сотрудничество с ним. Такое сотрудничество вместе с деятельностью в других международных организациях позволит России принимать активное участие в строительстве новой системы европейской безопасности, поднять свой международный авторитет и определенным образом влиять на деятельность НАТО в желательном для России направлении.

Серьезный потенциал сотрудничества заложен в ряде высоких соглашений между Россией и НАТО и, прежде всего в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией. В этом документе содержится ряд важных военно-политических обязательств сторон, способных значительно укрепить безопасность в Европе (стороны не рассматривают друг друга в роли противников, односторонние обязательства НАТО пересмотреть свою стратегическую доктрину, провести трансформаций организации, отказ от размещения ядерного оружия на территории новых членов и др.). Создана и действует система органов практического сотрудничества: Совет НАТО-Россия, комитеты и рабочие группы. Учреждено постоянное представительство России в НАТО и др. Развивается практическое сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира", в области миротворческих операций. Здесь также открываются возможности позитивного влияния на политику НАТО. Приобретен полезный опыт военного сотрудничества при проведении миротворческих операций в Югославии. Однако крайне ограниченное финансирование не позволяет в полном объеме использовать эти программы для названных целей.

Нужна настойчивая постоянная деятельность России по превращению НАТО из организации угрожающей безопасности в организацию, укрепляющую европейскую безопасность. И это не исключено. Даже такой традиционный наш недоброжелатель, как З.Бжезинский, последнее время стал рассматривать НАТО в виде органа примирения народов Европы. По его мнению, "в будущем может настать момент, когда участие Росси в НАТО станет приемлемым и для НАТО и для России".

История взаимодействия в рамках Россия-НАТО насчитывает менее двух лет. За это время, с учетом 40-летнего между ними противостояния, трудно достигнуть многого. Результаты скромны. Механизм сотрудничества пока еще не затронул наиболее острую проблему - расширение НАТО. Но процесс сотрудничества начался, Россия здесь на верном пути.

В условиях, когда соотношение экономических и военных потенциалов России и НАТО далеко не в пользу России, у нее нет иной рациональной европейской политики, иного способа взаимоотношений с НАТО, кроме действия с позиций диалектического закона единства и взаимоисключения противоположностей.




Hosted by uCoz